09 ноября 2012

«Без Армении испытываю душевный голод»


На днях в концертном зале Арам Хачатрян состоялся благотворительный концерт, вся прибыль от которого была предоставлена в помощь фонду «Подари жизнь» детей, страдающих раком. Мероприятие патронировала Первая леди Армении госпожа Рита Саргсян, являющаяся одновременно учредитель-спонсор благотворительного фонда «Подари жизнь».
Идея же и инициатива принадлежала известной сопрано, «самой женственной» армянской певице Аракс Мансурян, которая вместе со своей австралийской воспитанницей певицей Лиса Белл и филармоническим оркестром Армении (художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян) осуществили родившуюся два года назад идею.
Представляет диалог «Армяне сегодня» с Аракс Мансурян.
- Добро пожаловать, дорогая Аракс. Любители музыки Армении, все мы очень по тебе соскучились. Состоявшийся концерт - уже доказательство того, что как долго бы ни отсутствовала из Армении, все равно армянский слушатель всегда помнит и ждет тебя… Когда был последний приезд?  

- В прошлом году. Да, да, дорогой Айк, я почти каждый год бываю здесь. После моего отъезда в Австралию (уже 16 лет) не помню такого года, чтобы я не бывала в Армении. И это естественно – здесь мой ребенок  (ребенок – певица Шушан Петросян. – А.К.), брат, Тигран, тоже здесь, с которыми я просто не могу подолгу не видеться. Мы всегда были и остаемся очень близки. И если даже нет голосовой связи, духовная связь неразрывна: он каждый день со мной рядом.

- Нынешний приезд имел определенную миссию, преследовал конкретную цель – ты приехала не одна, привезла с собой в Армению одну из своих воспитанниц, австралийскую певицу Лиса Белл, вместе с которой и выступала в зале Арам Хачатрян. По очень интересному, я бы сказал, волнующему поводу был концерт. Пожалуйста, об этом. 

- Повод действительно был интересным и, как вы правильно выразились  - волнительным. Почти два года назад говорили об этом, но определенности пока не было. Она после долгой и тяжелой болезни хотя и оправилась уже, но я постоянно повторяла: «Лиса, поедем, когда полностью выздоровеешь и будешь на ногах, когда я пойму, что ты уже готова, потому что армянский зритель очень требовательный и надо быть очень хорошо подготовленной, поскольку это, во-первых, моя честь и ответственность, во-вторых – твоя. Ты должна знать, что Армения – дорога твоих дорог, которая должна быть светлой. Если закроется – закроется навсегда…» И еще много подобного…

- О какой болезни речь?

- Рак. Да, да, она дважды преодолела эту тяжелую болезнь: первый раз до нашей встречи, а во второй – в процессе нашего сотрудничества. Кажется, в 2002-м это было, когда пела Тоску в Бризбоне. Во время спектакля пришел итальянский специалист, сказал: «Есть одна девочка, которая поет  и ищет хорошего педагога,  слышали, что ты – лучший преподаватель музыки в Сиднее, хочет учиться у тебя». Познакомились и начали вместе работать, разумеется, с определенными перерывами.  Помню, в 2005-м году позвонила и сказала сквозь слезы, что болезнь «вернулась». Я тоже очень разволновалась. Оставалось положиться на Бога. Слава Богу, милостью Владыки болезнь в течение полутора лет вновь отступила, пока девушка полностью выздоровела. Выздоровела благодаря правильному рациону, а самое главное – своей вере.

Как бы то ни было… два года назад Шушан была у меня в Сиднее. Однажды сидели беседовали втроем. Шушан вспомнила, что у Первой леди Армении есть фонд помощи детям, страдающим раком «Подари жизнь». Лиса сразу воодушевилась, говоря: «Очень прошу, сделайте что-нибудь, я тоже хочу  участвовать в этом мероприятии в пользу фонда…» Этот момент был очень волнительным. Спрашивает Шушан: можешь попросить об этом Первую леди. 

- И…

- И получилось так, как задумали: первый концерт был организован в Бризбоне (Австралия), второй – в Лос-Анджелесе, и вот ереванский концерт был третьим.  Прибыль от всех трех концертов полностью передана фонду, за что Лиса и я очень благодарны госпоже Рите Саргсян и всем-всем, кто так или иначе содействовал нам в деле организации этих благотворительных концертов.

- Каковы впечатления Лисы Белл от Армении? 

- Замечательные, прекрасные, превосходные… Не знаю, какое слово будет правильнее. Восхищена и повторяет: «Не знаю, как смогу покинуть Армению». В эти дни мы достаточно поездили вместе по достопримечательным местам Армении. Восхищена Арменией, говорит: это страна моей мечты, говорит, я видела много стран, но Армения совсем другая...

- Аракс, расскажи немного о себе. 16-17 лет живешь в Австралии, почти полтора десятилетия пела в Сиднейском оперном театре. Исполняла почти все главные партии сопрано. Теперь покинула театр. Почему ушла и чем сейчас занимаешься? 

- Знаешь, в исполнительском искусстве, тем более оперном, вокальном  искусстве есть очень тонкая вещь: если уже чувствуешь, что что-то теряешь, правильнее остаться на этом уровне и… уйти. Лично для меня было бы ужасно, если бы вдруг какую-либо оперную партия исполнила не на должном уровне… 

- А второстепенные роли?..

- О, да, столь же неприемлемо, во всяком случае для меня. Кстати, подобное предложение было, но я отказалась. С другой стороны, очень трудно преподавать и одновременно петь. А преподавательскую работу я тоже очень люблю.

- Преподавать, передавать другим то, что знаешь, чувствуешь, запас своих знаний и опыта, тем более когда делаешь это с любовью – несомненно, очень благодарное и ответственное дело. И насколько я знаю, студентов у тебя множество, да?..

- Да, да, у меня прекрасные студенты, которые сегодня по всему миру представляют свое искусство, которыми я горжусь. У меня есть прекрасный баритон, который пел в Италии, сейчас – в Испании. Другой, чья мать армянка, сейчас поет в Канаде. У меня есть студенты в Белграде, Мельбурне. Есть прекрасный тенор, который вскоре должен уехать в Германию. Есть замечательнейший бас-баритон, который… Одним словом, очень многие, кем я горжусь,  кого люблю и надеюсь, нет – уверена, что они тоже меня любят и сейчас, вот в этот момент, ждут меня. Знаешь Айк, для меня это счастье, и это чувство не променяю ни на что.

- И все они, все твои ученики наряду с жемчужинами мировой классической музыки поют Комитаса, Мансуряна, армянскую музыку, да?.. 

- В том музыкальном учреждении, где я преподаю, от всех своих студентов непременно требую петь Комитаса на экзамене. Есть одна индонезийская девочка, в прошлом году окончила. На экзамене спела «Зуло». Другая пела «Орор» Комитаса.  Это было сумасшествие, слушала со слезами на глазах. Да, один из моих студентов прекрасно исполнил вокальный цикл Тиграна Мансуряна на стихи Амо Сагияна. Другие армянские произведения тоже поручаю, но Комитас, как уже сказала – обязательно.

- К сожалению, мы часто не замечаем, как ты и немногие подобные тебе, дорогая Аракс, как «обычную, повседневную» работу делаете дело, которое само по себе является ничем иным, как пропагандой армянского по всему миру (несомненно, речь идет о высоких ценностях). В данном случае, ты «заставляешь» певцов разных национальностей и цвета кожи петь Комитаса. Несомненно, это большая честь прежде всего для них самих, но… Но тем самым армянская музыка, Комитас пропагандируются по всему миру. Остается лишь сказать «Спасибо» за эту твою «обычную, повседневную» работу.  

- Для себя я считаю большим достижением уже то, когда чувствую, что сумела «закрепить» в их памяти в той или иной мере Комитаса – то же, что армянский народ, Армению. Если это мне удается – я уже чувствую себя счастливой.

- Ты считаешь себя армянкой Диаспоры?

- Нет, нет и нет. Питая величайшую любовь и уважение к нашим братьям и сестрам из Диаспоры, себя я считаю «айастанци». И не только потому, что большую часть жизни прожила в Армении. Просто без Армении я себя никогда не представляла. Без Армении мне чего то  очень важного недостает. Без Армении испытываю душевный голод.

- Аракс, не странно ли немножко, что, столько лет проработав в Армянском оперном театре, вообще имея ощутимый вклад в национальное классическое вокальное искусство, ты не имеешь никаких званий, государственных наград? Чем вообще являются для тебя звания?

- Ничем… Звания, уж точно, не сделали бы меня лучшей певицей, чем есть. Однажды наш любимый актер Сос Саркисян сказал: Аракс Мансурян является мостом между Диаспорой и Арменией. Для меня это самая высокая оценка, и никакие звания не могли бы сделать меня этим мостом или большей патриоткой. Ни то, ни другое. Остальное – просто оценка, внимание, которыми можешь быть просто польщена, если, конечно, чувствуешь, знаешь, что что-то сделала для культуры этой страны.

- Но одного «внимания», кажется, тем не менее удостоилась. Не государственной награды, но, думаю,  не менее важной для тебя. Имею ввиду медаль «Комитас» Министерства Диаспоры РА, которой была награждена год назад. 

- О, да. Это было чудом… И скажу – для меня было большой неожиданностью: очень расчувствовалась. Опять таки была в Армении. Сказали, надо пойти в Министерство.  Сказала – пойду очень охотно, потому что всегда знала госпожу Грануш Акопян как патриотичную личность и питаю к ней большое уважение. Пошла. В тот момент ее не было на месте: отсутствовала по важному делу. Меня принял тогдашний заместитель министра Степан Петросян. И вдруг… на грудь мне вешают медаль «Комитас». Не представляете, как неожиданно это было. От волнения не смогла сдержать слезы...

- Теперь спрашивать или нет – чем является для тебя Комитас? 

- Комитас – это все. Комитас – это Начало, Дух армянина, самый большой залог остаться армянином, Маштоцевской алфавит… Бог мой, это была самая большая оценка: настолько благодарна Министерству Диаспоры за то, что доставили мне такую радость «тонкой щедростью».

- А Армения… 

- Опять таки – все. Армения – моя душа. Армения… как выразить словами. Арменией я живу, вернее, живу Арменией. Из Армении я отсутствую сугубо физически, но Армения всегда во мне. Верно, Австралия красивая страна, очень благодарна, что меня так тепло там приняли, Сиднейская опера встретила меня с любовью и распростертыми объятиями, 15 лет бурно, горячо, искренне аплодировала, оценила мое искусство. Все было очень хорошо, очень красиво. Но… Но каждый день, идя на работу, стараюсь погрузиться с головой в работу, чтобы не мучила  тоска. Шушан моя здесь, внуки здесь, брат мой Тигран здесь: скучаю. Скучаю по Армении. Ведь Армения – квинэссенция нашей любви.

- Дорогая Аракс, думаю, у тебя есть очень большое утешение: Армения любит тебя… 

- Знаешь Айк, эта земля содержит в себе большое, очень большое благословение. Сколько бы ни сетовали, без нее не можем прожить, без нее половинчаты. К сожалению, пока не уезжаешь, не покидаешь ее пределы – не осознаешь, чем владеешь или что можешь потерять. Не знаю, насколько любит меня Армения,  но мое самое большое утешение – что я люблю Армению и все, что с Арменией связано. И еще то, что пою Комитаса и других учу петь.

Беседовал Айк КАРАПЕТЯН

Читайте так же:

Корова для семьи Погосян

Друзья!Мы купили корову! Из Армении, России, Америки, Канады люди добрые скидывались на нее!  Семья Погосян , в которой живет 3 поколени...